Меню сайта
Форма входа
Наш опрос
Оцените сайт школы
 
Всего ответов: 39

наша родословная

                                                               
 
   Шежере – слово арабское, буквально означает «дерево». Именно в форме дерева с давних времен фиксировалась генеалогия – происхождение своего рода. По родословной записи можно было легко узнать о предках и потомках.  Наличие шежере в башкирском роде было также обязательно, как и родовые атрибуты: тамга, птица, дерево. Согласно обычаям башкиры должны были запоминать имена своих предков до 10 - 15 колена.
В связи с тем, что шежере каждого рода записывалось в течение нескольких поколений, оно представляло собой большую ценность и свидетельствовало о древности происхождения данного рода, о богатстве его истории. Этими шежере башкиры очень дорожили и бережно их хранили. Хранителями шежере обычно были наиболее авторитетные аксакалы рода. Они записывали в шежере события и имена людей, современниками которых являлись сами. Перед смертью аксакал передавал шежере своему преемнику. Потерять шежере рода считалось большим позором и истолковывалось как забвение принципов родовой солидарности, памяти отцов. Поэтому родовое шежере строго охранялось, редко кому показывалось, за пределами рода его местонахождение почти никому не было известно.
   История возникновения д. Азово восходит к восемнадцатому веку. Именно в те давние времена пришли на эти земли люди, принадлежащие к пяти башкирским родам. По  преданию основателем  деревни  Савалей  Кармаскалинского  района является  человек  по  имени  Савалей.У  него  родились  два  сына: Ырыс  и  Сура. Сыновья  Ырыса  Азау  и Абзан  основали деревни  Азово и  Абзаново. По  переписи  1816  года сыну Азау Юсупу  Азовову было 56  лет.По данным  1850  года  в  д.Азово жили 98  мужчин,  87  женщин  составляли  18  семей,  деревня относилась к  Кумырык-Табынской  волости Стерлитамакского  уезда   8  кантона.
 У  сына  Юсупа Хисаметдина  родились  4  сына: Шагибек, Шугаюп,  Шамсетдин,Гималетдин.Их  потомки  образовали  в  деревне 5  родов:    мерке, имел, башмак, баркылдак,  бизмен.». Каждый род объединяет в себе представителей отдельных фамилий. Имел – Шигабутдиновы, Сафаровы, Низамовы; Марке – Хисамовы, Юсуповы, Хусаиновы, Шайбаковы; Баркылдак – Сулеймановы, Галины, Губайдуллины, Зайнуллины, Гумеровы; Бизмен – Файзуллины, Мингазовы, Бадретдиновы, Хибатовы, Ишкулины; Башмак – Садыковы, Мулюковы, Абдрахимовы, Гарифуллины.
 
          
 
    Род «Бизмен», в который входят Файзуллины, Мингазовы, Хибатовы, Бадретдиновы, Ишкулины
 

          Шежере Хибатовой Резеды

    Происхождение названия рода старейшины сводят к определенному событию. Расуль мулла, возвращаясь из хаджа, купил и привез первым в деревню приспособление для взвешивания - бизмен. Отсюда и пошло название рода. У муллы Расуля к тому времени кроме весов были и другие современные к тому времени вещи, доселе неизвестные и недоступные односельчанам: сепаратор, швейная машинка, часы, зеркало и др. Родоначальником бизменов считается человек по имени Илсегул. В государственном архиве сохранились данные ревизии 1850 года, в которой под десятым номером зарегистрирована семья указного муллы Расуля Илсегулова, который к тому времени уже умер. Старший сын Тухватулла – 38 лет, его жена Шамсиямал, 35 лет, дочери Гайниямал – 14 лет, сыновья Бадретдин – 9 лет, Мингажетдин – 1 год. Второй сын Гибатулла в 20 лет умер, третий сын Фазулла, 29 лет, к тому времени холостой, исполнял обязанности указного муллы. Четвертый сын Файзулла, 17 лет. Эти люди и стали родоначальниками отдельных фамилий среди бизменов. Представители рода отличались своими взглядами на жизнь, принципиальностью и составляли часть интеллигенции деревни. Это подтверждают и факты из истории. В XIX веке Кумырык-Табынцам пришлось побороться, чтобы не потерять свои земли. В 1875 году по купчей бумаге выходило, что они продали статс-советнику А.Д. Дошкову и Ф.С.Сафронову 15 десятин земли по одному рублю за десятину. Подписи башкир получены были путем обмана, угроз и запугивания. 1881 году, когда прошли сроки оплаты за землю, пришли новые хозяева с землемерами для того, чтобы получить свои земли, но местные башкиры несколько раз прогоняли их. Эту борьбу возглавили Азовский староста и указной мулла братья Расулевы. Хотя многих посадили в тюрьму, кумырык-табынцы сумели сохранить за собой свои земли добившись отмены Сенатом незаконного постановления. Первые образованные люди, учителя тоже были из данного рода. Когда в 1854 году на средства собранные жителями деревни была построена мечеть, муллой был Афтах Файзуллин. Его дочь Гильминур была первой учительницей школы действующей при мечети, в которой вели религиозное обучение и изучали основы Корана, восточную литературу и культуру. Кроме нее сыновья Афтах муллы – Бакир и Мансур, внук Сабур тоже были учителями. Файзуллин Сабур Бакирович получив высшее образование, много лет проработал в должности главы администрации Архангельского, Нуримановского, Кармаскалинского районов. Бизмены отличались не только образованностью, среди них было немало умельцев. Кашфулла Ишкулин славился на всю округу знатным кузнецом. В период коллективизации только это и спасло его от раскулачивания. Его сын Аскатулла Ишкулин – умелый плотник, был одним из руководителей промколхоза и артеля «Красный партизан». Хуснулла Файзуллин – первый тракторист, который впервые привез трактор в деревню. Впоследствии ветеран Великой Отечественной войны, вырастил 9 детей. Его сын Раис Файзуллин – работал старшим мастером Азовского участка Архангельского ЛПХ до его ликвидации. Дочь Манзуфа – главный музыкальной редактор башкирской телерадиокомпании, заслуженный работник культуры РБ. Родные братья Хуснуллы – Ахмет и Ахтям, дослужившись до звания офицер, погибли в Великой Отечественной войне. Мухаметнажип Файзуллин до войны работал учителем, вернувшись с войны работал бухгалтером. Его старшая дочь Альфия Нажиповна – кандидат наук, преподает в финансово-экономическом институте. Младшая – Галия Нажиповна, имеет научную степень, старший преподаватель в Академии при аппарате Президента. Мингазов Миннулла Хибатуллович – ветеран войны. Его дети получив достойное воспитание, сегодня трудятся в разных уголках республики на благо своего народа. Мы, благодарное поколение, гордимся, помним и чтим память своего рода. 
   Один из родов — род "баркылдак", что в переводе на русский язык означает "проворная птичка"
 
 
В настоящее время в Азово к этому роду относятся пять семейств: Сулеймановы, Галины, Гумеровы, Губайдуллины и Зайнуллины.  Родословная берет начало от Губайдуллы, с 1850 года. Далее ее продолжателями стали его сыновья. Исконным занятием для них были охота, скотоводство, рыболовство, бортничество. Благо, в этих местах природа тому способствовала. Из рода вышло немало замечательных людей, которыми азовцы по праву гордятся. Среди них Н. А. Сулейманов, Р. И. Сулейманов и другие. В основном людей данного рода характеризуют такие замечательные качества, как доброжелательность, трудолюбие. 
 
        Выступление  на  районной  конференции
 
 
К  роду  "Башмак "  относятся  Садыковы, Мулюковы, Абдрахимовы, Гарифуллины.
Тамга  этого  рода - молоток, похожий  на  букву  Т.Люди  этого  рода  очень  трудолюбивы,  работоспособны, стремящиеся  к  познаниям,  проявляли  героизм  в    годы  гражданской  и  Великой  Отечественной  войны.  В  1917-1922  годах  во  время гражданской  войны линия  фронта проходила  и через  д.Азово. За  новую  жизнь  воевали Ялалов  Зариф,   Гариф, Садик, Шариф. Ялалов Зариф  позже работал  судьей  в  Тереклинской  волости.
В дореволюционное время в деревне Азово существовало медресе, где обучали религии, изучали Коран. Обучение велось на основе арабского алфавита. После революции 1917 г., в здании мечети открыли клуб. а в 1920 году открывается первая школа - ликбез. В 1926 году ликбез преобразовывается в 4-хлетнюю начальную школу.Первыми учителями-наставниками были Фаткуллина Гильминур апа, дочь муллы Афтаха, который совершил хадж в Саудовскую Аравию, а также Мулюков Хажгали. До 1930 года обучение продолжалось на арабском, а в 1931 году перешли на латинский алфавит.Обучали взрослых и детей Абдрахманов Галиаскар,Асадуллина Г.,Сайфелмулюков Х.,Султанов З.,Фаткуллина Фазила .
В 1940 году ввели 7-летнее образование.Пришли работать новые учителя: Файзуллин Якуп, Мулюков Минигали, Садыкова Суфия,  дочь  Садыкова Зарифа.
К 35-летию Победы в Великой Отечественной Войне в д.Азово на территории школы был сооружен памятник с мемориальной доской , где высечены слова «Никто не забыт, ничто не забыто» и фамилии тех, кто не вернулся с войны. Из  рода  "Башмак"  не  вернулись  Садыков Ф.З., Ямнихин Г.Г.  Ялалов Х.Ш.,Ялалов Ш.Х. На  сегодняшний день жив  ветеран войны Садыков  Барый  Ш.
 
       
 
      
  
               
 
                 Жизнь продолжается, а с нею — и   родословная…
 
                                          Праздник шежере 
 
 
 

                                                              наверх      


> Каталог@MAIL.RU - каталог ресурсов интернет